«Слава-это прыжок в пустоту…» — так считает Владимир Кучеренко – неординарный человек, самобытный художник, мечтая не о славе, а о диалоге со зрителем.
Художнику важно быть услышанным, передать зрителю свое эмоциональное состояние, прочувствованность сюжетов и образов. «Художник стоит всегда между реальным миром и сотворенным им искусством, причем искусство – это не копия жизни, не слепок, а совсем другая реальность, созданная чувствами и разумом художника, где чувство стоит на главном месте, усложненное ассоциациями и нажитой мудростью», — рассуждает В.Кучеренко.
Творческий метод Владимира Кучеренко узнается довольно легко, т.к. работы художника отсылают зрителя к визуальным и пластическим поискам первой половины 20 века. Фантазийные живописные образы Кучеренко – это своеобразные «размышления на тему», будь то загадка женственности, богемного Парижа или времен года. «Хаос реальности — питательная среда для художника, основа творчества, благодаря которой открывается многообразие художественных методов. Творчество — цитаты из хаоса реальной жизни. Порядок же – враг художника, он причесывает и уравнивает всех, а искусство – проявление крайнего индивидуализма.
Понятие красоты – в выразительности, дух конструктивности должен главенствовать. Он считает, что сила работы в её незаконченности, картина живёт в глазах зрителя. В этом смысл творчества и задачи художника.
Судьба определяет человеку или путь бунтаря или путь добропорядочного обывателя. В. К. видит себя бунтарем: «Художнику необходимо всегда плыть против течения. Если же он плывет по течению, то теряет индивидуальность, становится безликим ». Такое желание быть независимым, бунтарское начало объясняются отчасти и казачьим вольным духом, т.к. В.К. родился в казачьей вольнице – Ростове-на-Дону.
«Художник — последний герой», — убежден Владимир Кучеренко, т.к. он постоянно борется с устоявшимся общественным мнением. Рассуждая о славе, Кучеренко говорит, что 95 % зрителей определяют успех и известность художника. Имя и имидж в бытовой среде – гламурный ход – есть залог успеха. Это объясняется душевной ленью и зависимостью от мнения других, что и определяет составные успеха художника в том временном пространстве, в котором ему довелось жить.
Художник 21 века также остается одиноким новатором, отчужденный, как и его предшественники, творившие в модернистском ключе, и от канонической традиции, и от непонимающей его толпы. Искусство порой отказывает зрителю в непосредственном удовольствии, уводя в сферу рефлексии и размышления о том, что есть искусство. Пластика живописи В.К. освобождает форму от обязанности изображать, на первые позиции выдвигается экспрессия и цветовое решение: «Двадцатый век», «Апокалипсис», «Комета», «Пейзаж», «Таинство жизни», «Эпоха».
Отдавая дань искусству старых мастеров, любуясь шедеврами художников-импрессионистов, он пытается выразить свое мировосприятие через индивидуальный колористический узор и формообразование. Даже в абстрактных образах картин художнику удается выстроить определенный эмоциональный ряд живописного произведения, достаточно сильный для визуального восприятия и рождающего определенные ассоциации.
Выразительный художественный язык и оригинальная творческая манера существуют благодаря умению В.К. работать с цветом и натурой, напоминающей скульптурные произведения художника. Пространственное решение картин предполагает особенно значимым образам главенствующую роль в композиции полотен.
Лаконичность форм, цитаты из импрессионизма, экспрессионизма кубизма в творчестве В.К. – следствие постмодернистских тенденций. Но ярче всего стиль художника оттеняет волевой мазок, выполненный как кистью, так и мастихином, экспрессия цвета, что наполняет картины художника внутренним драматизмом.
В.К. склонен к мистическому восприятию скрытой связи смыслов и явлений, преображает материю в соответствии с реальностью своего индивидуального сознания. Одухотворённость формы важна, она создаёт общий настрой картины и общение со зрителем.
Но именно цвет передает зрителю основное настроение и переживания художника, цвет кричащий, резкий, с использованием черного контура, часто в смелых сочетаниях с преобладанием серого. Таковы картины, передающие состояние души: «Времена года», «Исповедь», «Мечты», «Деньги», «Свобода», «Любовь», «Вечер», «Двое».
Постигая феномен творчества В.К., невольно обращаешься к влиятельной художественной теории 20 века, изложенной в статье В.Кандинского «О духовном в искусстве». В ней автор впервые пожурил зрителя нового века, жаждущего видеть в искусстве исполнения его обывательских желаний. Кандинский предлагает судить художника по его намерениям, по степени внутренней необходимости его работ: «Та картина хорошо написана, которая живет внутренне полной жизнью». Понятие «внутренняя необходимость» неизмеримо и необъяснимо. Но между средствами искусства и их воздействием устанавливается некая связь: Художник есть рука, которая посредством живописного мазка, целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». Художнику дано прозревать бессознательный знаковый характер всех выразительных средств искусства.
Экспрессионистические новации В.К. драматичны, строятся на отчуждении, дистанцирующим выразительные возможности искусства и его смыслы. Распад форм и экспрессия цветового решения в картинах В.К. указывает на то усилие отвлечения от материального, которое помогает художнику передать дух эпохи и прозреть тайну жизни и искусства.
Искусствовед, кандидат искусствоведения Лора Вулф